«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Степное ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесіне
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Степное отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

           

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

27.12.2017

Грамотность — фундамент, на котором можно     построить дальнейшее развитие человека.

 Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми, же буквами, что и ударные звуки.

 Чтобы не делать ошибок в правописании безударных гласных, необходимо сомнительную гласную проверять.

 А все ли ребята знают, как проверить безударную гласную в корне слова? Всегда ли можно это сделать? Всегда ли наши друзья и просто окружающие нас люди, зная правило проверки безударных гласных в

корне слова, пишут грамотно?

Отвечая на последний вопрос, мы вспоминаем случаи из жизни, когда люди, нарушая правила письма, попадают в различные неприятные ситуации.

Не всегда человек, который знает правило, будет писать грамотно. Для того чтобы письмо было орфографически-правильным, необходимо не только знать правило, но и понимать его, и уметь его применять. Необходимо целенаправленно трудиться над этим. Труд должен приносить удовлетворение. Постепенно мы привыкнем к строгости науки орфографии. Чем строже правила правописания, тем выше культура языка, тем выше культура человека.                                                             

Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности

учащихся - в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского

языка, а в результате формирования  автоматизма при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в навык, то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный

человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.

Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала «способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика - алгоритма».

Алгоритм - это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые

непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.

Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных корня?

Как утверждает Д.Н. Богоявленский, «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака».

Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.

Возьмём безударный гласный - опознавательный признак орфограммы.

1.   Если в слове имеется безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.

2.   Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный:

проверяемый или непроверяемый.

3.   Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо взять однокоренное слово,

где безударный гласный окажется под ударением.

4.   Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и

запомнить. Это алгоритм наших действий.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1.Прочитай слово. 
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень. 
4.Определи безударную гласную. 
5.Подбери проверочное слово. 6.Проговори отчётливо.

Напиши. Проверь написанное.

Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями иумениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме.

На письме. Во-первых, нужно определить в слове ударение; затем определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного; подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение; записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;

При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритм):

В слове «вода» безударный гласный в корне - это проверяемый безударный гласный. Проверочное слово «воды». Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Как этого добиться?  Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Один из таких приёмов – группировка способов проверки орфограммы, и кропотливая систематическая работа, постоянный

тренинг по предупреждению ошибок, расширению активного словаря.

Залог успеха - постоянный тренинг.

Многие дети не очень охотно выполняют задание учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Чтобы предотвратить это, я использую на уроке рифмовки, стихотворные упражнения по орфографии. Приведу пример таких упражнений.

1)

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

2)

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье

Чтоб развеять все сомненья!

3)

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный – Стоп!

Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело.

4)

Село, гнездо, сосна, весна –

Одна из гласных не ясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук.

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласную они:

Сёла, гнёзда, вёсны

И, конечно, сосны.

5)

Гряда, цена, скала, весна.

Коза, стрела, стена, сосна,

Места, земля, столяр, сова –

Проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг:

В словах есть безударный звук,

Поставь его под ударенье,

Потом пиши стихотворенье.

6)

Речной, лесной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

По собственному опыту могу сказать, что использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника и другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.

В процессе таких упражнений формируется у учащихся умение не только «видеть», но и «слышать» орфограмму.

Или же вот такие «подсказки»:

№ п/п

Способ проверки

Примеры

1.

Слово во

множественном числе замени словом в единственном числе.

 

М…ря, п…ля, пл…ды ,

д…ма, д…ла, х…лода, гр…чи, н…ж, м…ха, цв…та, гр…бы, р…ды, са…ды, сл…ды,

сл…ва, к…ты, сл…ны, л…са, р…га, х…лмы, кр…ты, дв…ры, гр…чи, д…ньки, ч…жи, ч…сы,

зв…рьки, …зёра, б…бры, ш…рфы, х…рьки.

2.

Слово в единственном

числе замени словом во множественном числе.

 

Ч…сло, ...кно, з…ма,

стр…ла, св…ча, ст…на, р…са, св…нья, п…ро, р…ка, ст…на, дл…на, пл…чо, к…за,

гр…за, тр…па, г…ра, н…га, з…мля, тр…ва, в…да.

3.

Слово с безударной

гласной проверь словом, состоящим из корня.

 

К…рмить, с…лить,

б…леть, с…рить, св…тить, ст…нать, ш…гать, св…стеть, кр…чать, нар…дились,

д…рить, уг…стить, н…чевать, гр…знить, сн…га, ст…на, к…рмушка, б…льница,

ст…ловая, г…стиница, л…нтяй, л…сток, б…йцы, сн…говик, т…шина, к…фейник,

св…стун, ц…почка, гр…бок, н…беса.

4.

Слово, обозначающее

предмет, проверь родственным словом, обозначающим признак предмета.

Б…лизна, ж…лтизна,

н…визна, т…мнота, д…брота, т…шина, хр…брец, м…лыши, вр…дитель, дл…на,

д…тишки, см…льчак, сн…жинка, б…дняга, ч…рнота.

5.

Слово, обозначающее

признак предмета, проверь родственным словом, обозначающим предмет.

 

С…сновые деревья,

м…рская волна, ст…льной обруч, д…ждливая осень, з…лёная трава, в…здушные

шары, сп…ртивные успехи, л…сные жители, …сенняя погода, зв…риные следы,

стр…ительная пл…щадка, цв…тные карандаши, п…лезный совет, б…говая дорожка,

в…шнёвое варенье, л…нивый ученик, кл…новый листок,скр…пучая дверь, л…довый

дворец, ц…нтральная улица, з…ркальная поверхность, сч…стливый случай,

жур…влиный крик, к…менистый берег, гл…зной врач, …довитый гриб, спр…ведливый

человек, ш…рстяные носки, б…говая дорожка.

6.

Слово с безударной

гласной проверь родственным ласковым словом.

 

Пт…нец, п…тно, к…за,

д…жди, тр…ва, д…ма, к…ты, л…сты, зм…я, гл…зной, тр…па, сл…ны, л...цо, м…чи,

гр…да, сп…на, л…са, з…ма, зв…зда, , к…вёр, тр…ва, лош…дь.

7.

Слово, обозначающее

действие предмета, проверь словом, обозначающим признак предмета.

Пл…тить, кр…снеть,

с…нел, з…мовал, т…мнел, ч…рнеет, ск…льзят, т…плеет.

8.

Слово, обозначающее

действие предмета, проверь словом, обозначающим предмет.

 

Сп…шить, гл…дит,

см…треть, зап…щать, к…чать, т…нцевать, пл…сать, зв…нить, б…жать, г…ревать,

ст…нать, см…треть, св…стеть, охр…нять, поб…дить, под…рить, др…жал, п…лить,

д…рить, уг…сть, п…щать, св…стит, дов…рять, св…тает.

9.

Слово, отвечающее на

вопрос что делал? Проверь словом, отвечающим на вопрос что делает?

 

Ск…кал, бр…дил,

н…сил, д…рил, д…ржал,мп…лил, т…нул, ц…нил, хв…лил, т…чил, в…зил, к…тался,

пл…сал, к…тил, см…трел, пл…тил, св…тил, т…птал, в..зал, х…дил, х…тел,

т…пил,к…сил.

10.

Слово с буквой Е

проверь буквой Ё.

 

Т…мнеть, т…мнота,

т…плеть, т..пло, ч…рнеть, ч…рнота, ж…лтеть, ж…лтизн, зв…зда, оз…ро, в…сло,

ст..кло, в…дро, с…ло, м...тла, п..ро

11.

Слово, отвечающее на

вопрос что делает? Проверь словом, отвечающим на вопрос что делал?

Ж…вёт, в…зёт, м…тёт,

пл…тё, в..дёт, н…сёт, т…чёт.

 

12.

Слово, отвечающее на

вопрос что делал? Проверь словом, отвечающим на вопрос что сделает?

Пр…сил, т…щил, т…нул

(о или а), од..ржал, см…трел, п…сал, т…нул (и , я, е), ут…шал, пр…сил.

13.

Правописание слов с

двумя безударными гласными в корне.

 

 

Подбери к словам по

два проверочных слова.

Ст…р…на, м …л…дой,

б…р…да, п…л…са, м…л…ток, г…л…ва, в…л…сок, к…л…сок, з…л…нел, в…с….ло,

ст…б…лёк, к…р…шок, в…ч…реет, д…р…вянный, х…л…да, ст…р…жить, з…л…той.

  Таким образом, в процессе сознательного формирования правописания букв безударных гласных, ученик получает в свое распоряжение четкие способы их проверки.

Я считаю, что научить ребенка грамотно писать – значит научить думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, научить слышать и видеть орфограммы и знать, как найти способ её

проверки.

 

 

 

 

 

Просмотров: 392


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст